Происходящие в современном обществе изменения все больше актуализируют вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Особого внимания в этом плане требуют дети с особыми образовательными потребностями. Важным является признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. Уровень профессиональной грамотности выпускников с особыми образовательными потребностями зависит в том числе от владения ими теми или иными социальными, коммуникативными навыками. Профессиональная, трудовая деятельность вообще – это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.
Практика показывает, что обучающиеся с особыми образовательными потребностями положительно относятся к мероприятиям, на которых могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения и воспитания позволяет заинтересовать школьников и сделать учебно-воспитательный процесс не только более доступным, но и социально значимым. Личностно ориентированное обучение и воспитание, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития общеучебных навыков, а также создать творческую атмосферу процесса обучения, осуществлять подготовку к самостоятельной жизни в социуме.